среда, 2 мая 2012 г.

Кипрская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери "Кипрская" известна с 392 года, то есть является одной из древнейших икон православного мира.
День празднования образа - 20 апреля (03 мая).

Об образе

"Эта икона Богоматери находится на Кипре, в монастыре, устроенном на месте ее явления...

На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра - к церкви Пресвятой Богородицы, - была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее седящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя Ангелами по сторонам.

Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, решил поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев!"

С тех древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее обретения, где специально для пребывания в ней святого образа была построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы.

(цитированный источник инофрмации: Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Православный церковный календарь. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009, стр. 127.)

В широко известной книге Софии Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон", Санкт-Петербург, 1898, стр. 234 находим важное дополнительное сведение:

"Список сей иконы находится в Московском Успенском соборе у левого столба, в богато украшенном окладе."

В этой же книге, на стр. 403, находим ещё одно интересное дополнение:

"Празднество чудотворной Кипрской иконе Пресвятой Богородицы совершается в день сошествия Святого Духа, а также 20 апреля и 9 июля в Москве, в церкви святителя и чудотворца Николая, что в Голутвине, где хранится и самая икона Кипрская."

Иконография

Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят два ангела, держащие пальмовые ветви.

Композиция этой ранней богородичной иконы с иконографической точки зрения предвосхищает позднейшие алтарные мозаики и росписи христианских храмов, в которых образ Божией Матери осмысливается в связи с догматом о Боговоплощении. Главный смысл подобных изображений Богородицы в конхе алтарной апсиды заключается в том, что Дева Мария как никто другой на земле уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения.

Так, в конхе апсиды известнейшего храма Святой Софии Константинопольской (построен в первой половине VI века при Юстиниане, алтарные мозаики – середина IX века) изображена восседающая на троне Богоматерь, которая держит перед Собою на коленях Младенца. Слева от Богоматери, на своде вимы, изображен архангел Гавриил. Этот иконографический тип, по имени своего чудотворного иконописного прообраза, называется «Кипрским». Божия Матерь на софийской мозаике представлена одетой согласно иерусалимской традиции - так, как обычно одевались сирийские женщины, то есть в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен, в то время как в трактовке Ее лика и фигуры сильны античные отголоски, несомненно свойственные и самому первообразу как произведению близкому по времени к эллинистической эпохе.

Пальмовые ветви, которые держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургическом понимании всего изображения. Таким незамысловатым способом, как маханием сорванными с пальм ветвями, в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Святых Даров. Таким образом, в древней богородичной иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались в евхаристическом смысле - как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее священного вместилища – Богородицы. Согласно св. Иоанну Дамаскину, в одном и том же действии Воплощения Господь воспринимает человеческую природу и обоживает ее. То есть вместе с Богородицей, символизирующей Собою Церковь земную, преображаются и все люди, принимающие в себя Тело и Кровь Христовы. Таков, по-видимому, глубинный смысл древнего чудотворного образа.

Раздел "Иконография взят у Васильевой А. В. с интернет-портала "Слово"

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.

У нас помещены две копия Кипрской иконы Богородицы, написанных в России. Верхняя - в XVIII веке. У подножия престоля дополнительно изображены преподобные Пелагия и Мария. Нижняя икона - фрагмент иконы "Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери". Первая половина XIX века.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Кипрской, (общий Богородичный) глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, /
грешнии и смиреннии, и припадем, /
в покаянии зовуще из глубины души: /
Владычице, помози, на ны милосердовавши, /
потщися, погибaем от множества прегрешений, /
не отврати Твоя рабы тщи, //
Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Кипрской, (общий Богородичный) глас 6:

Предстaтельство христиан непостыдное, /
ходaтайство ко Творцу непреложное, /
не презри грешных молений глaсы, /
но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; /
ускори на молитву, и потщися на умоление, //
предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание Иконе Божией Матери Кипрской (общее Богородице, в честь иконы):

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево /
Богоизбранная Отроковице /
и чтим образ Твой святый, /
имже точиши исцеления //
всем с верою притекающим.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою "Кипрская"

Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Информацию для размышлений и обсуждения предоставил:
чтец Алексей Потупин,
19 апреля (02 мая) 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.

К списку чудотворных икон
Назад, на главную страницу сайта "Паломник"

1 комментарий:

  1. Посетил монастырь Ставровуни, но чудотворной иконы там нет, да и похожей на данный образ тоже нет.

    ОтветитьУдалить