По благословению архиепископа Лонгина Клинского
Копия Царевококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери, вырезанная из шунгита |
День празднования - 01 (14) мая.
История иконы
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и Царевококшайская (Мироносицкая). Она именуется Мироносицкой, потому что на ней, кроме Богоматери, изображены также и жены мироносицы. С другой стороны Гроба Господня изображён святой апостол Пётр, за ним Ангел Господень, указующий правой рукой на Гроб, за ними святой апостол Иоанн Богослов.
Явилась икона 1 мая 1647 года близ местечка Дальние Кузнецы, в 15 верстах от города Царевококшайска (ныне Йошкар-ола) Казанской губернии. Некий земледелец Андрей Иванович Жолнин, работая на поле, заметил, что в недалеком от него расстоянии лежит на земле икона Богоматери, "резанную на аспиде, обложенную сканым серебром". Когда он подошел ближе и хотел поднять ее, то она стала невидимой. Изумленный крестьянин недоумевал, что бы это значило. Когда, однако, он огляделся кругом, то увидел поразительное явление: икона Богоматери стоит на дереве, никем не поддерживаемая, и от нее исходит необыкновенное сияние. Усердно помолившись пред ней, Андрей взял ее и принес домой, где в продолжение всей ночи от образа исходил свет. Узнав о чудесном обретении иконы, местные жители привели в дом Жолниных множество недугующих различными болезнями, которые по вере своей получили скорое исцеление. Царевококшайский воевода Матфей Спиридонов и городское духовенство, узнав о явлении иконы и происходящих от нее чудесах, при большом стечении народа крестным ходом отправились к дому Жолниных, а затем и к тому месту, где был обретен образ. И снова были явлены многочисленные чудеса и исцеления, около 80 человек слышали голос, предвещавший основание на этом месте монашеской обители.
Вскоре икона была перенесена в Царевококшайск и поставлена в Воскресенском соборе города. Воевода приказал снять с нее список, а подлинник отправил в Москву, к государю Алексею Михайловичу. Икона была встречена в первопрестольной с величайшим торжеством; ее было приказано поставить в царских палатах, где страждущие, приходя с теплою верою, получали исцеление от недугов.
С иконы по царскому указу был сделан список, после чего святую икону возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ "за градом, в коем месте пригожь... честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал...".
Копия иконы на шунгите без украшений |
Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как «Мироносицкая», или «святых жен-мироносиц». Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – «Богоматерь Царевококшайская».
Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест, огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 мая – в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи – неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня – в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний. Отсюда она ежегодно переносилась в город Царевококшайск 21 июля и пребывала там до 22 августа.
С установлением советской власти обстоятельства жизни Миро-носицкой обители резко изменились. В 1917 году, подстрекаемые Земельным комитетом Вараксинской волости, крестьяне пытались отобрать у Мироносицкого монастыря луга, а демобилизованные солдаты – пожертвованный верующими скот. В декабре 1917 года крестьяне деревень Большое Кердешево, Пайгишево, Кельмекеево захватили монастырскую дачу в деревне Алексеевка Петриковской волости, изгнав под угрозой смерти сторожей. 16 января 1919 года постановлением исполкома Царевококшайского уездного совета все постройки монастыря, инвентарь, скот, земельные угодья были национализированы. Во владение братии были предоставлены лишь один каменный корпус, настоятельский дом и храм со всей утварью.
Царевококшайская икона вставлена в основание Владимирской иконы Божией Матери |
Наряду с хозяйственным разорением обители начались аресты ее насельников. Так, в 1918 году был арестован иеромонах Гавриил (Бурцев), проведший под арестом 2 недели, в 1919 году – послушник Михаил Петров, находившийся в заключении до 1921 года, а также настоятель монастыря игумен Сергий (Мытиков). Но, несмотря на гонения, братия Мироносицкой пустыни продолжала свое служение Богу и ближнему.
Идеологическое давление властей неуклонно усиливалось. Во время традиционного крестного хода с Мироносицкой иконой Божией Матери по храмам Краснококшайска и близлежащим селениям в городе проводилась кампания, включавшая атеистические лекции, антирелигиозные спектакли и концерты. Каждое подобное мероприятие со-провождалось выступлением духового оркестра, танцами и гуляниями. Но отвлечь население Краснококшайского уезда от веры не удавалось: люди принимали участие в крестных ходах, почитали насельников Мироносицкого монастыря, шли к ним за советом и утешением. Такое положение дел не устраивало советскую власть. 21 июля 1923 года, перед очередным крестным ходом, были арестованы настоятель монастыря архимандрит Варсонофий (Никитин), иеродиаконы Рафаил (Вечкилев), Иннокентий (Куледин), послушник Кирилл Юферев и некоторые другие насельники монастыря. Все они находились в заключении в Краснококшайском исправительно-трудовом доме.
В феврале 1924 года дело было рассмотрено Облсудом МАО. "За (якобы) халатное отношение к сбережению церковного имущества" настоятель монастыря архимандрит Варсонофий (Никитин) был приговорен к 6 годам тюремного заключения, остальные обвиняемые получили сроки наказания от 6 лет до 1 года. Таким образом, Мироносицкая пустынь прекратила свое существование. В мае-июне 1924 года по просьбе Краснококшайского обновленческого церковного управления, поддерживаемого советской властью, территория монастыря, храм и другие постройки были переданы в руки обновленцев и более чем на десять лет стали резиденцией обновленческого архиерея. В 1936 году монастырский храм был и вовсе закрыт, а явленная Мироносицкая икона Пресвятой Богородицы пропала, местонахождение ее до настоящее время неизвестно.
После закрытия монастырского храма в 1936 году обитель на долгое время опустела. Храм разрушался, была снесена ограда, уцелевшие монастырские постройки использовались под хозяйственные нужды.
Сейчас в возрождённой в 1994 году Мироносицкой пустыни (село Ежово) хранится список Мироносицкой иконы Богоматери. При открытии монастыря местные жители передали в него Владимирскую икону Божией Матери – список с чудотворной иконы, сделанный ещё в XVII столетии и принадлежавший последнему игумену Мироносицкого монастыря – Серафиму. Во Владимирскую икону вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Местонахождение же самого чудотворного образа пока точно не установлено. Поиски его ведутся, поскольку в действующих храмах Йошкар-Олы и Казани, а также в домах у местного населения есть подобные почитаемые иконы на камне.
Любопытное замечание: Аспидный камень, из которого вырезан чудотворный образ Божией Матери "Царевококшайский", официально в геологии называется шунгитом. На сегодняшний день существует только одно известное месторождение шунгита — в Карелии, и аналога ему пока нет. Шунгит получил своё название в 1887 году от посёлка Шуньга, расположенном на берегу Онежского озера. Остров Кижи целиком сложен шунгитом, который оказывает удивительно благоприятное действие на людей... Храмы Кижей построены из деревьев, которые выросли на шунгитовой почве. И они не гниют. Минерал не имеет себе равных по своим целебным качествам и многообразию свойств. Ученые, исследовавшие шунгит; в один голос заявляют: это чудо! Действительно удивительная порода: все, что вредит людям и живым существам, - она убивает и поглощает; а все, что полезно, - концентрирует и восстанавливает. История целебных свойств шунгита уходит в глубь веков. В явном виде эта история прослеживается с XVI века. Тогда прабабка Петра I царица Ксения, инокиня Марфа, сосланная Борисом Годуновым на побережье Онеги, в построенный близ целебного источника Толвуйский монастырь, излечилась от бесплодия, благодаря чему смогла родить будущего монарха России - Михаила Романова. Михаил Федорович Романов, стал основателем державной династии, царствовавшей на Руси более 300 лет. Сохранился в Толвуе целебный источник, получивший название “Царицын ключ”, его указали болящей царице крестьяне для лечения водой, а близлежащие деревни стали называться Ближнее Царево и Дальнее Царево Толвуйского погоста... |
Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Царевококшайской:
Неизвестен.
Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Царевококшайской:
Неизвестен.
Акафист Царевококшайской иконе Пресвятой Богородицы:
Неизвестен.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою "Царевококшайская":
Неизвестна.
Величание чудотворной иконе Божией Матери Царевококшайской:
Неизвестно.
У Вас имеются другие сведения? Присылайте, с радостью дополним, но только с указанием источника информации или фотокопией источника.
Информацию для размышлений и обсуждения предоставил:
чтец Алексей Потупин,
01 (14) мая 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.
чтец Алексей Потупин,
01 (14) мая 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.
К списку чудотворных икон
Назад, на главную страницу сайта "Паломник"
Комментариев нет:
Отправить комментарий