По благословению архиепископа Лонгина Клинского
Чудотворный образ Божией Матери "Цареградский" известен с 1071 года.
Дни празднования - 25 апреля (08 мая); 18 (30) сентября.
История иконы
"В 1453 году Константинополь был взят турками. Незадолго до этого эпохального и скорбного события здесь побывал преподобный Евфросин Псковский. Из "Второго Рима" на Псковскую землю он унес благословение Патриарха — чудотворную Цареградскую икону Божией Матери.
Как и при каких обстоятельствах явилась Цареградская икона Божией Матери неизвестно. Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: "Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии..."
Есть, кроме того, мнение, что явилась икона — в 1051 году. И даже не столько явилась, а была перенесена из Рима в Константинополь. Если верить этому преданию, то выстраивается стройная схема: Цареградская икона Божией Матери была хранительницей Рима, после (или незадолго до) отпадения его от Православия (в 1054 году) очутилась в Константинополе, а с принятием Византией Флорентийской унии (1439) перешла на Русь, а именно — в Спасо-Елеазаровский монастырь, где впоследствии была (искусственно, по человеческому мышлению, -А. П.) сформулирована идея "Москва — Третий Рим".
Точно не известно, принес ли преподобный Евфросин на Псковщину самое Цареградскую икону или список с нее. Дело в том, что обитель после перенесения образа не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из таких грабежей (напали в тот раз на монастырь шведы) была похищена вместе с другими ценностями из обители. Но существует предание, что корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.
В настоящее время в монастыре находится относительно новый (но дореволюционный) список с чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег старец Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться. Есть сведения, что до разграбления монастыря 1918—20 годов в нем пребывал и древний список с иконы, датируемый предположительно концом XV века. В 1929 году, по утверждениям специалистов, он "засветился" в фондах Псковского музея, хотя дальнейшая судьба его неизвестна. Возможно, он и до сих пор находится где-то в музейных хранилищах."
Выше помещена информация сайта "http://antikvariat.dp.ua/". По моему мнению, это самая интересная и обширная информация в интернете о Цареградской иконе Божией Матери. К информации мной добавлена точка зрения об искусственности построения идеи "Москва-Третий Рим", поскольку "Первый Рим" продолжает быть, а вот "Второго", то бишь Константинополя, действительно, давно нет. Существует также мнение, что Москва - не третий Рим, а великая блудница, сидящая на водах многих. Но все эти логичные, но не доказательные и не подтвержденные Небесами мнения и домыслы, не имеют никакого отношения к Цареградской иконе Божией Матери.
Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 1:
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. /
Твоя, Владычице, икона, /
озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию /
и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. /
Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! /
Слава Приведшему ю от Царьграда! //
Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 8:
Препрославленная Вышняго Матерь /
созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда /
и возбуждает зрением того на подвиг, /
побеждати сопротивных силу /
и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: //
радуйся, Невесто Неневестная.
Акафист Цареградской иконе Пресвятой Богородицы неизвестен.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою "Цареградская":
К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.
Величание чудотворной иконе Божией Матери Цареградской:
Величаем Тя, /
Пресвятая Дево /
Богоизбранная Отроковице /
и чтим образ Твой святый, /
имже точиши исцеления //
всем с верою притекающим.
Информацию для размышлений и обсуждения предоставил:
чтец Алексей Потупин,
25 апреля (08 мая) 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.
чтец Алексей Потупин,
25 апреля (08 мая) 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.
К списку чудотворных икон
Назад, на главную страницу сайта "Паломник"
Комментариев нет:
Отправить комментарий